Рынок ресторанных франшиз в Украине достиг 52 млрд гривень

Сегодня в Украине насчитывается около 80 предложений франшизы в сфере общепита, при этом обороты этого рынка составляют 52 млрд гривень в год и постепенно возвращаются к докризисным 65-80 млрд гривень. Что нужно знать франчайзи, покупающему ресторан или кафе?

Согласно исследованиям компании Poster франшизу на территории Украины предлагают более 550 компаний, более половины из которых — крупные и хорошо известные бренды. Более 65% рынка франшиз — отечественные компании, вторые по значимости в стране — франшизы из США и Европы.

В сфере общепита в Украине на сегодняшний день предлагается около 80 франшиз. Лидеры — кофейни и пекарни, фаст-фуд и стрит-фуд, то есть проекты работающие в низком и среднем ценовом сегменте.

Инвестиции в открытие популярной точки общепита по франшизе составляют от 130 тыс. грн (мини-пекарни, фуд-траки, мини-кофейни и островки) до 4-5 млн грн.

Привлекательность инвестиций в открытие собственного кафе или ресторана по франшизе постепенно растет. Несмотря на то, что последние три года украинцы тратят менее 3% своих доходов на рестораны и кафе, начиная с 2017 года, этот показатель начинает медленно расти. На рынке франшиз за год появляется около 10 новых предложений в сфере общепита, а франчайзинг можно смело включать в двадцатку перспективных направлений бизнеса в Украине на ближайшие 3-5 лет.

Что нужно учитывать

Бизнес по франшизе считается вполне безопасным, поскольку конечный потребитель уже знаком с той или иной торговой маркой. В обмен на роялти и паушальный взнос покупатель франшизы получает готовое решение, без бюрократической возни и рисков, связанных с запуском бизнеса с нуля. Однако и здесь есть свои подводные камни.

Не всегда франшизные компании следуют правилу «мой клиент — твой клиент», они просто продают бизнес-модель, и им все равно, у кого ты покупаешь продукты, и кого берешь на работу. В конечном счете, страдает репутация обоих. Добросовестный владелец франшизы поможет выбрать точку, проконсультирует по наиболее проходимым местам, даст рекомендации по оформлению витрин, особенно если речь идет о магазине или кафе.

Покупка франшизы — это в первую очередь выбор партнера. Некоторые бренды продают только упаковку и бизнес-модель, остальное оставляют на откуп франчайзи. Но так придется разбираться в новом бизнесе и все риски нести самому. Другой вариант работы с франшизой: владелец франшизы помогает с открытием проекта и принимает часть решений по управлению, арт-части и маркетингу так, чтобы у партнера был постоянный положительный финансовый поток.

Инвестиции в открытие популярной точки общепита по франшизе составляют от 130 тыс. грн (мини-пекарни, фуд-траки, мини-кофейни и островки) до 4-5 млн грн.

Один из главных вопросов (при прочих равных): цена франшизы и сумма стартовых затрат. Необходимо оценить и другие условия, например, порядок выплаты роялти. Например, чтобы стать владельцем франшизы от сети ресторанов «Мафия» паушальный взнос составит около 1 млн грн, сумма инвестиций около 700 евро за 1 кв. м площади, окупаемость составит от 24 до 36 месяцев. Отметим, что некоторые бренды, особенно западные, требуют роялти сразу, даже если торговая точка еще не открылась.

О рентабельности франшизы можно судить по маржинальности (соотношению прибыли к выручке) и по соотношению прибыли к стартовым вложениям. В ресторанном бизнесе маржинальность традиционно высока, особенно в более мелких форматах «кафе-мороженое» в торговых центрах. Владельцам таких решений удается удерживать сумму стартовых вложений на приемлемом уровне и поэтому франшиза может стать рентабельной гораздо быстрее через полгода, а то и раньше.

Раскрученный бренд — не всегда гарантия успеха, поэтому стоит заранее обсуждать условия партнерства: по аренде оборудования, взаимодействию с поставщиками и подрядчиками, использованию технологий, технической поддержке. До сделки изучить план запуска проекта, продумать ответственных за каждый этап.

Еще один важнейший вопрос — репутация самого бренда владельца франшизы. Очень неплохо, если у него есть достаточный опыт управления своей собственной сетью в течение как минимум нескольких лет. А ведь бывает и так, что франшизу начинают продавать практически «с чистого листа». Хорошо если у франчайзера есть успешный опыт взаимоотношений с арендодателями. Не поленитесь изучить вопрос и с регистрацией торговой марки.

Автор: Родион Ерошек, соучредитель компании Poster

Источник: Delo.ua

Оставить комментарий