«Борщевой набор» с добавочной стоимостью

Перспективы развития плодоовощной отрасли в Украине обсудили участники конференции «Прибыльные цепочки поставок для свежих овощей и фруктов», которая недавно состоялась в Одессе. Мероприятие провели Украинский проект бизнес-развития плодоовощеводства (UHBDP) и Проект IFC «Аграрные расписки в Украине». Участие в нем приняли фермеры, переработчики и представители оптовых компаний, преимущественно представляющие причерноморский регион. Они обменялись опытом успешной работы и обсудили возможности привлечения в отрасль дополнительных финансовых и материальных ресурсов при помощи нового инструмента кредитования – аграрных расписок.

Место проведения конференции было выбрано не случайно: южные области нашей страны особенно активно ориентируются на производство овощей и фруктов. В этом году здесь действительно удалось получить хорошие урожаи. Однако вместе с высокими показателями аграрии столкнулись и с обострившимися проблемами отрасли, которые напрямую связаны с переработкой и реализацией готовой продукции. А главное, многие из них до сих пор не могут получить ответ на вопрос, как сделать собственный бизнес стабильно прибыльным и менее рисковым, который не зависит исключительно от особенностей погоды.

Сегодня речь идет о коренном реформировании преимущественно сырьевой отрасли в производство добавочной стоимости. Как отмечали участники конференции, это предполагает ее широкое инфраструктурное обеспечение и внедрение эффективно действующих бизнес-моделей, а также современные подходы к привлечению финансирования.

На этом, в частности, акцентировал эксперт Проекта IFC «Аграрные расписки в Украине» Сергей Потапов. Он напомнил, что существует два принципиальных подхода к производству и реализации плодоовощной продукции. В первом случае сырье продается непосредственно с поля, но второй подход более перспективен и предполагает подготовку конечного продукта. Последний создается в упаковочных домах или в местах, где для этого существуют специальные условия.

«Сегодняшние потребители платят за качество, они считают свои деньги. И все реже хотят на балконе выращивать лук или держать под кроватью картофель. Запасы стали делать меньше, а в супермаркеты ходить чаще», — отметил он.

В последнее время в Украине наметились положительные инфраструктурные подвижки. На рынке уже работают предприятия, ориентированные на поставку конечной продукции. Причем не только отечественным потребителям, но и зарубежным.

О своей бизнес-модели во время конференции рассказала компания «Грин Тим» из Херсонской области. Профильной культурой для нее является лук. Но также здесь выращивают морковь, тыкву, разные сорта капусты, чеснок. А недавно попробовали заняться сладким картофелем — бататом, под него в своем фермерском хозяйстве отвели 60 га. Пока по этой культуре еще не получают такие урожаи, как в Португалии или Южной Америке, но надеются подтянуться к ним за 3-5 лет.

«Наша бизнес-модель – объединить собственное выращивание и партнерство с фермерами, — отметил коммерческий директор компании Дмитрий Череватов. – В сезоне 2017/2018 годов у нас было 30% собственного производства овощей, а 70% нам привозили со стороны».

По его мнению, такая модель является перспективной. Хотя в ней существуют и определенные недостатки. Нередко поставщики стремятся быстро получить деньги и не думают о долгосрочном сотрудничестве.

«Фермеры говорят нам: привозите своих людей, собирайте все в поле и все увозите», — рассказал Дмитрий Череватов. Такие аграрии сегодня могут выращивать овощи, а завтра переключиться на сою или другую культуру, которую считают более выгодной для себя в данный момент. Но серьезный бизнес хочет иметь дело с серьезными партнерами.

«Мы планируем увеличить собственные объемы выращивания. Но для того, чтобы масштабироваться, нужно искать надежных партнеров. Мы хотим, чтобы в дальнейшем они выращивали для нас половину объемов продукции», — пояснил коммерческий директор компании «Грин Тим».

Подобный подход к бизнесу демонстрирует и компания «Калиновка-Премиум» из Киевской области. На рынке она работает уже 20 лет, выращивает овощные культуры — как на открытых грунтах, так и в теплицах. А также занимается закупкой и перепродажей привлеченной продукции.

Генеральний директор компании Мария Антонова считает, что фермер должен ориентироваться на выращивание какой-то отдельной культуры и «быть профи в монокультуре». Это позволит удешевить производственный цикл, что немало значит для агропроизводителя в условиях возрастающей конкуренции.

«Производственная себестоимость не должна превышать 6 центов за один килограмм продукции. На сегодняшний день у большинства фермеров этот показатель больше в два раза», — отметила она.

На выращивании монокультуры сосредоточилась и компания «АгроПатриот» из Одесской области. Предпочтение она отдала чесноку.

«Посмотрев, что есть на рынке, учли несколько факторов, — рассказала ее генеральный директор Наталья Сударкина. – Во-первых, эта культура должна хорошо храниться. Поэтому от клубники, которой занимались наши соседи, сразу отказались. Во-вторых, продукция должна быть экспортно сориентированной и хорошо востребованной на внутреннем рынке».

Сейчас компания самостоятельно выращивает чеснок на собственных 100 га и столько же – совместно с фермерами. Причем эти партнерские хозяйства находятся не только на Одесчине, но и в других областях.

В 2018 году «АгроПатриот» закончил строительство первого в Украине склада для хранения чеснока. Он вмещает до 1 тыс. тонн продукции. Такой подход позволяет компании предлагать ее рынку не сразу после сбора урожая, когда цена на продукцию особенно низкая, а тогда, когда цена растет.

По мнению участников конференции, бизнес-модели, ориентированные на создание современных инфраструктурных мощностей и умелое использование их возможностей, обеспечивают им высокую прибыльность. К примеру, в компании «Калиновка-Премиум» говорят, что они не теряют, а зарабатывают на низкой цене.

«Мы решили, что если цена будет падать, то будем скупать дешевую продукцию, отправлять ее на переработку, а в момент роста будем продавать ее по более выгодным ценам», — пояснила Мария Антонова.

Украинская плодоовощная продукция в последнее время становится все более востребованной не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. Сами участники конференции это подтверждают. Согласно информации, озвученной на ней, сегодня в поисках возможных поставок лука, моркови, капусты в Украину массово приезжают закупщики из ряда европейских стран, где для этих культур нынешний год оказался неурожайным. Помимо этого и на другую украинскую плодоовощную продукцию есть немалый спрос за рубежом.

Хотя попасть туда ей зачастую бывает непросто. В частности, в Европе предъявляют высокие требования к ее качеству и безопасности. Потому успешным будет тот бизнес, который получил сертификат Global GAP.

Среди тех, кто позаботился о нем, — компания «АгроПатриот».

«Сертификат, прежде всего, нужен производителю, — рассказала Наталья Сударкина. – Когда мы участвуем в выставках, международных конференциях, к нам обращаются зарубежные партнеры. И первый вопрос, который они задают, — есть ли у нас сертификация? Без этого сдвинуться с места невозможно, экспорт для вас закрыт. Еще сертификация позволяет наладить производство для безопасной продукции, безопасной работы людей и заботы об окружающей среде».

Большинство компаний, которые во время конференции делились успешными историями работы, смогли правильно организовать бизнес и получить поддержку инвесторов. Для фермеров такая помощь – важный залог удачного развития. Сегодня государство, а также наши зарубежные партнеры, высоко оценивая перспективы развития отечественной аграрной отрасли, оказывают различное содействие сельхозпроизводителям. В нашей стране работают несколько оптовых рынков сельхозпродукции. И конференция в Одессе проходила как раз на базе одного из них – рынка «Початок».

Этот рынок является не только местом, где продают и покупают сельхозпродукцию, но и информационной платформой для фермеров. Здесь их консультируют по вопросам ведения бизнеса, выхода на новые рынки сбыта, налаживания деловых контактов, независимого финансирования своих проектов. На базе рынка для аграриев нередко проводят тренинги.

Директор рынка «Початок» Александр Воропаев подчеркнул, что они получают немало помощи от своих партнеров, в частности, от проектов UHBDP, IFC, USAID. Сейчас тесно общаются с представителями Европейского банка реконструкции и развития и полагают, что также смогут реализовать с ними новые проекты.

«С UHBDP работаем с 2015 года, — рассказал он. — И в прошлом году смогли совместно реализовать программу, рассчитанную на мелкого производителя. Мы предоставляли фермерам два дня – субботу и воскресенье – для бесплатной торговли. Стоимость торгового места полностью покрывал Проект UHBDP. Это – пиковые дни, когда на рынке могло не хватать торговых мест».

Участниками программы стали 30 фермеров. По данным, полученным от них, они реализовали на рынке 340 л меда, около 60 тонн свежих овощей и фруктов. Общая их выручка составила порядка 669 тыс. грн.

Серьезную помощь фермерам оказывает и Проект IFC «Аграрные расписки в Украине», который занимается внедрением в нашей стране этого нового финансового инструмента. С нынешнего года аграрные расписки активно используются малыми и средними сельхозпроизводителями всей Украины. И если раньше ими преимущественно пользовались производители зерновых и масличных культур, то в последнее время к их числу подключились и те аграрии, которые занимаются нишевыми и плодоовощными культурами. Благодаря аграрным распискам фермеры получили необходимые ресурсы для выращивания картофеля, яблок, чеснока, моркови, сахарной свеклы, гречки, малины, голубики, арбузов, горчицы и ряда других культур.

С нынешнего года с аграрными расписками начал работать и «АгроПатриот».

«Это упрощенная модель кредитования под залог урожая, — отметила Наталья Сударкина. — Мы оформили две аграрные расписки. В сентябре, когда происходит посадка чеснока, мы готовы рассматривать такой вид сотрудничества с фермерами, у которых есть от 5 до 10 га земли. Мы выдаем им семена под оплату 30%, 70% от их стоимости они возвращают в следующем году урожаем. Эта модель дает всем участникам процесса понимание, у кого какая ответственность».

По мнению участников конференции, благодаря такому подходу аграрные расписки особенно важны для плодоовощной отрасли. Новый инструмент кредитования, который нотариально заверяется и заносится в общенациональный Реестр аграрных расписок, дисциплинирует участников рынка, помогает планировать совместную работу и одновременно – развивать собственный бизнес. Участники конференции, которые уже работают с аграрными расписками, подчеркивали, что это очень гибкий в использовании инструмент, который максимально учитывает интересы кредиторов и заемщиков. Он прост в оформлении – эта процедура занимает считанные дни. Поэтому не случайно спрос на него в Украине постоянно растет.

Так, согласно данным Проекта IFC «Аграрные расписки в Украине», по состоянию на 4 декабря, всего уже выдано 752 аграрной расписки. Благодаря им в сельское хозяйство привлечено более 4,7 млрд. гривен.

«В южных регионах Украины финансирование сельского хозяйства более рисковое, что обусловлено климатическими условиями, — отметила руководитель Проекта IFC Хелен Фейрлемб. – От этого в значительной степени страдает плодоовощная отрасль. В основном кредитуются экспортно ориентированные культуры, к примеру, зерновые – они привязаны к доллару, и поэтому цены на них прогнозированы. Овощные культуры в основном привязаны к внутреннему рынку, и кредиторы не спешат вкладывать деньги в этот сегмент. Аграрные расписки дают необходимые ресурсы производителям, обеспечивая им успешную работу и прибыльность. Такую же выгоду получают и кредиторы».

[su_slider source=»media: 6257,6258″ limit=»19″ link=»image» target=»blank» width=»840″ height=»500″ title=»no» arrows=»no»]

Оставить комментарий