-
Кращі запіканки для ситної вечері - 21.11.2024
-
Як започаткувати власний бізнес: для підприємців презентували освітній відеокурс - 15.11.2024
-
Жодних застуд: 5 гарячих напоїв для підтримки імунітету - 12.11.2024
-
5 страв, які ви полюбите восени - 08.11.2024
-
Гелловін 2024: креативні страви для вечірки - 29.10.2024
-
“Стратегічний запас”. Які продукти тривалого зберігання варто мати вдома? - 24.10.2024
-
ТОП-5 страв: культурне та гастрономічне значення сирів в Україні - 22.10.2024
-
Сирний фестиваль: незвичні поєднання або з чим найкраще смакує сир - 14.10.2024
-
Е-система обігу алкоголю, тютюну та рідин в електронних сигаретах запрацює з 2026 р. - 11.10.2024
-
ТОП-5 рецептів з цвітної капусти: як урізноманітнити осіннє меню - 11.10.2024
Перезагрузка: как развивается украинский рынок fast-food
Украинский рынок fast-food меняется. Что победит: влияние глобальных тенденций или локальные экономические особенности?
Почти за 10 лет после масштабного экономического кризиса мировой рынок заведений быстрого обслуживания восстановился и увеличивается значительными темпами. Как пишет портал Business.ua, в Украине с кризисами все немного сложнее, поэтому до показателей рекордного 2008 года еще далеко. Лидеры глобальной fast-food индустрии, оставив все оптимистичные заявления, отложили развитие украинских направлений на неопределенный срок. И некоторые отечественные компании, например, сеть McFoxy, похоже, сворачивают деятельность.
В то же время, рынок все еще далек от насыщенности, и, несмотря на активность рестораторов в столице, заведений быстрого обслуживания с умеренным ценником еще недостаточно. Поэтому рано или поздно следует ожидать появления новых игроков и укрепления позиций существующих. Хотя в каком формате они будут работать и на что делать ставку — вопрос открытый.
Отложенный бум фастфуда
Несмотря на все экономические трудности, Украина остается малоосвоенным и относительно привлекательным рынком для сетевых заведений быстрого обслуживания. Перед мировым кризисом 2008 года он достиг рекордного объема — $725 млн. Восстановление после резкого падения происходило постепенно, но к 2013 году объем рынка увеличился лишь до $685 млн. По мнению экспертов, до насыщенности было еще далеко. Потенциал развития оценивали в $4,5-5 млрд. Возможно, это стало толчком к рекордному росту интереса к Украине со стороны глобальных сетей.
Стоит отметить, что на протяжении долгих лет одним из немногих мировых игроков, успешно развивающихся в Украине, была американская компания McDonald’s. Но в конце 2012-го ситуация в корне изменилась и начались конкурентные гонки. В декабре в одном из крупнейших торговых центров Киева открылось первое заведение еще одной американской компании KFC, которая в то время была третьей по количеству заведений «быстрых» сетей в мире. За несколько месяцев в том же ТЦ разместилась еще одна огромная компания родом из США, Texas Chicken, которая насчитывает 1700 заведений по всему миру. Менеджмент этого фастфуда озвучивал оптимистичные планы захвата рынка, ожидая, что в течение пяти лет украинская сеть расширится до 40-50 заведений в крупнейших городах. Но планы так и остались планами.
Кроме того, 2013-м на официальные переговоры в Украину прилетели и топ-менеджеры сети Subway, специализирующиеся на сэндвичах. Подготовка к запуску шла очень активно, но планы по открытию заведений «заморозили» на несколько лет. Интерес Subway в Украину возобновился в 2015 году. Сообщалось, что переговоры об открытии первого заведения в ТРЦ Respublika вышли на финишную прямую, предварительный договор об аренде помещения был почти подписан. Но строительство ТРЦ приостановили, и планы Subway, как, кстати, и других потенциальных иностранных арендаторов, в том числе и долгожданного ритейлера H&M, опять не воплотились в жизнь.
Так или иначе, бум фастфудов не состоялся. В начале этого года из многих брендов, анонсировавших стремительное освоение Украине, сохранить присутствие на рынке удалось лишь KFC.
Хотя, опять же, масштабную экспансию сеть отложила до лучших времен. Таким образом, рынок еще больше «просел» за последние годы. По данным компании Pro-Consulting, объем украинского рынка заведений быстрого обслуживания пока оценивается примерно в $488,7 млн, поэтому пространство для развития есть. Традиционно жесткая конкуренция наблюдается в Киеве, немного меньше насыщенность — в городах-миллионниках. Больше пространства в регионах, но областные и районные центры менее урбанизированные, а уровень доходов, а вместе с ним и покупательная способность, там значительно ниже, чем в столице. В общем, рынок остается ненасыщенным, но глобальные игроки не спешат снова присматриваться к Украине. Вспомнить хотя бы историю с заявлением мэра Киева о переговорах со Starbucks и лаконичную реакцию представителей компании.
В тренде здорового питания
Хотя экономические проблемы и низкая покупательная способность — не единственное, что мешает крупным мировым сетям. В Украине, как и во всем мире, постепенно набирает обороты тренд здорового образа жизни.
«Сокращение потребления «быстрой еды» является одной из причин, по которой крупные международные сети не спешили выходить на украинский рынок в 2017 году», — пояснил Александр Соколов, генеральный директор компании Pro-Consulting. По его словам, хотя в течение прошлого года в заведениях, специализирующихся на здоровой пище, количество чеков уменьшилась, но объемы выторга не сократились благодаря повышению цен.
По мнению эксперта, тренд здорового питания усилится. Полезных позиций в меню фастфудов будет все больше, активно будет развиваться вегетарианское направление.
Ассортимент таких заведений уже меняется под влиянием трендов здорового питания. Даже гиганты индустрии вынуждены подстраивать свое меню под вкусы аудитории, дополняя его «здоровыми» позициями, или же совсем «менять курс». Так, McDonald’s постоянно публикует заявления об «оздоровлении», уменьшении содержания вредных компонентов в блюдах, а также дополняет стандартное меню традиционными для той или иной страны блюдами.
Кто накормит украинцев
На украинском рынке тоже началось переформатирование. Одни компании продолжают укреплять позиции, другие прекращают деятельность. Так, похоже, что сеть McFoxy, которую продвигали как первый отечественный фастфуд, сворачивается. В частности, в Киеве перестали работать минимум два заведения и корпоративный сайт. Еще в октябре 2016-го суд заблокировал счета управляющей компании по обвинению в неуплате налогов на 650 000 грн. В настоящее время ООО «Макфокси» состоит на учете в налоговых органах и имеет налоговый долг.
Зато другие сети намерены развиваться и осваивать новые территории. «В этом году мы планируем продолжать расширять сеть. Сейчас в Украине работают 83 учреждения McDonald’s, — отметил Гжегож Хмелярский, генеральный директор компании McDonald’s в Украине. — В прошлом году было открыто четыре новых заведения (три в Киеве и одно в Запорожье) и реконструировано пять (в Харькове, Днепре и Одессе)». Стратегия мирового гиганта сосредоточена на укреплении позиций на рынке бургеров и наращивании продаж кофе.
Не менее активно планирует развиваться сеть «Крила», которая сейчас управляет 42 заведениями. Компания одной из первых решила использовать новый формат заведения — в МАФах. Таким образом украинский фастфуд высвобождает ресурсы для открытия новых точек в регионах. «Могу предположить, что в текущем году мы откроем в Украине не менее 50 ресторанов под нашим брендом, прежде всего в городах с населением от 50 000 человек, а также в областных центрах», — отметил Андрей Злуницин, директор по развитию сети ресторанов Крила.
На фоне снижения интереса со стороны глобальных компаний украинский рынок постепенно завоевывает финская сеть Hesburger, которая в своей стране отвоевала лидирующие позиции у McDonald’s. Более 400 заведений компании расположены в Литве, Латвии, Эстонии, Турции, Казахстане, России. Hesburger проводит довольно агрессивную маркетинговую кампанию в Киеве, но отказывается озвучивать планы по открытию новых заведений.
Еще одним отголоском нереализованного бума фастфудов можно назвать сеть FreshLine, основанную бизнесменом Вадимом Бортником. Ее концепция очень напоминает Subway. Первый сэндвич-бар FreshLine открылся в Харькове, а на столичный и международный рынки компания вышла за несколько лет. Следующим важным шагом в стратегии развития значится открытие сотого заведения сети.
Также в ближайшее время на отечественном рынке ожидается появление нескольких новых сетей.
В частности, о создании фастфуда W Lunch с довольно умеренным ценником заявил киевский ресторатор Николай Тищенко. Не следует забывать и об амбициозных планах по развитию собственных ресторанных направлений компаний ОККО и WOG. Поэтому «замороженные» намерения мировых гигантов фастфуд-индустрии пока играют на руку украинским компаниям.
Источник: RAU.UA