-
Кращі запіканки для ситної вечері - 3 hours назад
-
Як започаткувати власний бізнес: для підприємців презентували освітній відеокурс - 15.11.2024
-
Жодних застуд: 5 гарячих напоїв для підтримки імунітету - 12.11.2024
-
5 страв, які ви полюбите восени - 08.11.2024
-
Гелловін 2024: креативні страви для вечірки - 29.10.2024
-
“Стратегічний запас”. Які продукти тривалого зберігання варто мати вдома? - 24.10.2024
-
ТОП-5 страв: культурне та гастрономічне значення сирів в Україні - 22.10.2024
-
Сирний фестиваль: незвичні поєднання або з чим найкраще смакує сир - 14.10.2024
-
Е-система обігу алкоголю, тютюну та рідин в електронних сигаретах запрацює з 2026 р. - 11.10.2024
-
ТОП-5 рецептів з цвітної капусти: як урізноманітнити осіннє меню - 11.10.2024
Харьковчане создали первый в Украине Агрофудкластер
Задача: вывести продукцию региона на новые рынки. В том числе — европейские
В Харькове создан первый в Украине агрофудкластер Agro Food Cluster Kharkiv. Агрофудкластер объединит производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также компании смежных отраслей — логистики, складирования, продаж и правовой защиты.
К пяти компаниям-учредителям уже присоединились десять новых участников. Акцент делают на нескольких направлениях: заморозка фруктов и овощей, переработка мяса, знак «экопродукция», кооперация в экспорте зерна. Всё это поможет харьковским агрофирмам выйти на недосягаемые ранее европейские рынки, защитить бизнес и получить добавочную стоимость.
Первый успех кластера — 40 кв. метров на крупнейшей в мире выставке продуктов питания ANUGA 2017, которая пройдёт 7-11 октября в Кёльне (Германия). Представить свою продукцию на ANUGA для среднего и мелкого бизнеса из Украины практически невозможно, но для кластера — это в порядке вещей.
Главные задачи агрофудкластера — защитить местный аграрный бизнес, вывести его на новые рынки (в том числе — европейские), помочь получить добавочную стоимость и пройти путь от сырьевого рынка — к перерабатывающему. В отличие от многих сельскохозяйственных ассоциаций, Агрофудкластер Харьков создан не по указке сверху, а по инициативе самих производителей и их дружественных компаний. Пять компаний-учредителей пригласили партнёров и конкурентов, чтобы, наконец, начать работать вместе для общей выгоды.
Баночка варенья с просекко: добавочная стоимость и новые рынки
Агрофудкластер Харьков в корне отличается от традиционных ассоциаций агропроизводителей. Его основатели отмечают: да, мы продолжим лоббировать интересы местного производителя на разных уровнях, но главный эффект кластера проявится в совместных проектах и инициативах. В частности, тех, которые помогут получить добавочную стоимость.
«Возьмём, например, мёд, — предлагает Глава Правления Немецко-Украинской Промышенно-торговой палаты Александер Маркус. — Украина — один из ведущих поставщиков этого продукта в Европейский Союз. Но никто в магазинах Германии не видел украинского мёда. Потому что доставка, упаковка, продажа под немецкими торговыми марками — всем этим занимаются компании в Германии. И им достаётся вся эта добавочная стоимость, вся маржа, а не украинцам».
Как это работает на деле, демонстрирует баночка клубничного варенья. Один из участников не смог продать органическую клубнику торговым сетям и передал ее даром партнёрам по кластеру. Те сварили из неё варенье с просекко и мятой. Так появился новый, востребованный продукт и его добавочная стоимость.
«Красная кнопка»: кластер как механизм защиты
Кластер определяет профиль региона в глазах инвестора, а также защищает производителя и потребителя, уверена Татьяна Гавриш, почетный консул Федеративной Республики Германия в Харькове.
«Кластер — это всегда маркер качества. Потребитель видит логотип на продукте и знает: это местный качественный товар, он заслуживает доверия, — объясняет Татьяна. — Тот же логотип на визитке открывает бизнесу нужные двери, упрощает переговоры — в том числе, с западными партнерами. И тот же логотип на двери заведения означает, что рейдерская атака на него невозможна, что эта компания — не сама по себе, а под надежной защитой. Это новый уровень ведения бизнеса, современный, честный и европейский».
Участники кластера отмечают, что, к сожалению, украинский агробизнес — это всегда некоторая зона риска. «Да, мы не можем застраховаться от того, что нам посевы градом побило. Но мы должны быть защищены от таких действий как незаконный арест зерна или необоснованные проверки, как это часто случается в Украине», — говорит Юрий Михайлов, собственник учредителя кластера, фирмы Юнитек.
Инициатива «Красная кнопка» позволит участникам объединения вызывать юриста в экстренных случаях — при незаконных проверках, конфликтах. «Не все компании могут позволить себе штатного юриста. И в случае внезапного визита проверяющих или правоохранительных органов, кластер может предоставить ей правовую защиту — объясняет суть инициативы партнер юридической фирмы ILF Артём Наумов. — Кроме того, сам кластер, работающий прозрачно, открытый для СМИ, своей репутацией защищает участников во многих ситуациях».
Брокколи в информационном мире: о других направлениях кластера
Информационный портал кластера — еще один проект агрофудобъединения. Он поможет найти поставщика и покупателя в Харьковской области, быстро заключить сделку и не везти товар через всю Украину.
«Сегодня я вынужден доставлять овощи для заморозки из Каховки, — говорит Сергей Сухина, собственник учредителя кластера, фирмы «Артика», — а мог бы покупать у нас в регионе. Переработка продукции, в том числе заморозка, дает новый продукт с добавочной стоимостью, которую получат и фермер-производитель, и переработчик».
Эти и подобные проекты — лишь первые примеры взаимовыгодного сотрудничества компаний, трудноосуществимого в условиях разрозненного рынка.
Кластер кластера видит издалека: о взаимодействии с инвесторами
Ещё одно преимущество кластера — понятная европейцам форма работы.
«Когда иностранный инвестор слышит название небольшой украинской агрофирмы, оно ему ни о чем не говорит, — продолжает Татьяна Гавриш. — А вот кластер для него — уже сигнал: с вами можно иметь дело, у вас проверенная репутация. Немецкий бизнес исповедует кластерный подход. Сотрудничество между кластерами — это более эффективная форма партнерства, что подтверждает многолетний европейский опыт кластеризации».
Например, на предстоящей ANUGA 2017 — крупнейшей в мире выставке продуктов питания – Агрофудкластер Харьков получил 40 кв. м выставочного пространства. Малому и среднему бизнесу из Украины пробиться на ANUGA практически невозможно, а вот с кластером немецкие партнеры уже готовы сотрудничать.
«Я рад, что у харьковского кластера появилось столько участников. Теперь им будет гораздо легче найти возможности за рубежом, — считает Александер Маркус. — Но я хочу предостеречь бизнесменов, которые мыслят по принципу «Я подожду, посмотрю, что получится, а потом, возможно, присоединюсь». Кластер — это для бизнеса, который мыслит стратегически и опирается на долгосрочные планы. Кластер эффективен, когда его участники инициативны, и не ждут, что им предложат новые возможности, а создают их сами, вместе».
Агрофудкластер Харьков принимает новых участников.
Звоните: +380 50 401 61 55, подписывайтесь: facebook.com/agrofoodclusterkharkiv/