-
Мемна доставка: як завоювати серця аудиторії через гумор - 17.12.2024
-
Корисні крем-супи: історія, популярність і рецепти - 12.12.2024
-
3 кращі рецепти гарячого шоколаду для затишних вечорів - 04.12.2024
-
ТОП страв з білої риби - 27.11.2024
-
Кращі запіканки для ситної вечері - 21.11.2024
-
Як започаткувати власний бізнес: для підприємців презентували освітній відеокурс - 15.11.2024
-
Жодних застуд: 5 гарячих напоїв для підтримки імунітету - 12.11.2024
-
5 страв, які ви полюбите восени - 08.11.2024
-
Гелловін 2024: креативні страви для вечірки - 29.10.2024
-
“Стратегічний запас”. Які продукти тривалого зберігання варто мати вдома? - 24.10.2024
Дело в коробке: как построить бизнес по доставке еды с минимумом инвестиций
Проект по доставке еды от украинских производителей Местная Еда успешно работает уже более трех лет и намерен масштабировать бизнес.
Начинался проект в 2014 году – на волне значительного увеличения спроса на товары украинских производителей. Как вспоминает основательница сервиса Марина Булацкая (которая на то время уже получила первый предпринимательский опыт, открыв рекламное агентство Aprel), к идее Местной еды ее подтолкнула подруга Настя Колесникова, создавшая одноименный проект в Москве. «Однако ее основное направление – проведение ежемесячных маркетов Местной Еды. У меня на тот момент не было опыта организации и проведения таких мероприятий, да и этот формат мне был наименее интересен. При этом ниша доставки еды была практически свободной и я поняла, что мне будет интересно развивать именно такой проект», — говорит основательница Местной еды. В итоге родился формат, предполагающий доставку в оригинальных деревянных ящиках семи-восьми продуктов от разных украинских производителей. Еще одной фишкой сервиса является то, что клиенты не знают заранее о наполнении ящика – каждый месяц формируется новое предложение от новых производителей.
Хороший старт – залог успеха
Начинался проект всего с двух человек: самой Марины Булацкой и ее подруги Надежды, которая через полгода вышла из бизнеса и переехала жить в другую страну. Тогда девушки сами находили небольших локальных производителей продуктов, закупали их продукцию, формировали ящики и доставляли их клиентам на собственных авто. Для запуска проекта потребовались незначительные инвестиции – около $1 000. «Во многих вопросах нам помогали совершенно бесплатно или за чисто символические деньги. Учитывая то, что я всегда работала в маркетинге и рекламе, у меня много друзей среди разработчиков и дизайнеров, которые помогли сделать первую версию сайта. Не потребовались большие средства и на раскрутку, так как наше продвижение в основном строится через страницы в соцсетях, которые мы ведем самостоятельно», — поясняет Булацкая. По ее словам на старте также помогли украинские СМИ, заинтересовавшиеся проектом и написавшие о нем. Благодаря этому Местная Еда получила большое количество заказов уже в первые месяцы работы. Увеличение знания о проекте помогло Марине договариваться с производителями продуктов.
«Мы не позиционировали Местную Еду, как еду исключительно от фермерских хозяйств. Мы искали молодых и перспективных производителей, которые умеют хорошо готовить и делают оригинальные продукты. Многие наши поставщики делают свои первые шаги в бизнесе, и для них важно, чтобы люди узнали о них, попробовали их продукцию. Таким образом, Местная Еда для них – хороший старт. Ведь мы не только поставляем еду подписчикам, но и подробно рассказываем истории возникновения наших резидентов в соцсетях. Мы давно поняли, что людям интересно читать о людях, которые стоят за тем или иным продуктом», — уверена основательница Местной Еды.
По ее словам, сервис изначально задумывался не столько как бизнес, а больше как социальный проект, помогающий в продвижении небольших украинских производителей. Она уверена, что формат «сюрприза» в коробке также позволяет сервису предлагать новинки, которые человек не решился бы попробовать сам. К примеру – одуванчиковый джем, свекольный чатни и другие нетривиальные продукты. Со временем, на сайте компании также появилась возможность доукомплектации ящика понравившимся продуктом, и такая функция оказалась очень востребованной – подписчики дополняют ящики в 70% всех заказов. «Поэтому сейчас у нас есть задача увеличить список продуктов для доукомлпектации. Таким образом Местная Еда делает небольшие, но уверенные шаги в формат интернет-магазина», — поясняет Булацкая.
Умеренное развитие
Сейчас в проекте работает пять человек: Марина, Маша – ее заместитель и Маша – логист, еще два человека помогают делать доставки. Заказы на сайте компании принимаются с 1-го по 20-е число каждого месяца, после чего начинается работа над базой заказов. У клиентов узнают об удобной дате и времени доставки, а логист разрабатывает оптимальный для доставок маршрут. Количество заказов в основном стабильное, однако существенно вырастает в предновогодний период, когда ящики заказывают на подарок. Тогда у компании появляется много заказов из корпоративного сектора, для выполнения которых привлекается дополнительный персонал.
Спустя три года после запуска многие производители сами приходят в Местную Еду с предложениями о сотрудничестве. Однако зачастую сервису приходится отказывать из-за высокой стоимости продукта. «Некоторые приходят с хорошей продукцией, но слишком дорогой для нас. Сейчас стоимость нашего деревянного ящика с семью продуктами – 495 грн, поэтому мы не можем позволить себе комплектовать в ящике продукты стоимостью 100 грн каждый, иначе нам придется работать себе в убыток», – поясняет Булацкая.
По ее словам с 2014 года компании пришлось два раза поднимать цены, однако делали это очень осторожно. Чтобы частично нивелировать влияние инфляции, в компании внедрили альтернативу деревянному ящику и предложили подписчикам картонную коробку с тем же наполнением, но дешевле – за 420 грн (несмотря на опасения, что таким образом сервис потеряет одну из своих главных фишек, решение оказалось удачным и сейчас около 60% клиентов заказывают картонный ящик). Дальнейшее повышение стоимости, по мнению основательницы сервиса, может негативно сказаться на количестве заказов. «Наша стратегия – наращивать оборот, а не маржу в разрезе одного ящика, поэтому повышать цену в ближайшее время мы не будем», — говорит Булацкая.
В то же время, она не исключает, что в дальнейшем Местная Еда предложит своим клиентам «специальный ящик», в который войдут более дорогие товары украинских производителей. В компании рассчитывают расширить свою потенциальную аудиторию за счет людей, предпочитающих более изысканную еду. Также уже начали тестировать еженедельные ящики (которые будут включать меньше продуктов и стоить дешевле) и планируют еще несколько проектов, среди которых и выход в розницу с новым форматом.
Несмотря на то, что изначально Местная Еда задумывалась как киевский сервис, уже сейчас с помощью Нова Пошта компания доставляет часть заказов в другие города. Марина Булацкая уверена, что постепенно проект можно масштабировать по всей Украине: «Однако для того, чтобы реализовать все новые идеи и форматы, нужны дополнительные инвестиции – на постоянную доработку сайта, продвижение, персонал. Поэтому сейчас я всерьез раздумываю над привлечением в проект инвестора, благодаря которому Местная Еда получила бы новый импульс к развитию».
Автор: Виктор Нагорский
Источник: Ассоциация Ритейлеров Украины